Библиотека. Исследователям Катынского дела.

<< к оглавлению

№81

1940 г., мая 18, Старобельск. — Сопроводительное письмо А.Г. Бережкова П.К. Сопруненко к справкам о количестве полученных от УПВ НКВД СССР списков и отправленных по ним польских военнопленных из Старобельского лагеря с 5 апреля по 12 мая 1940 г. с приложением справок

№ 36/106

Сов. секретно

Начальнику Управления НКВД СССР
по делам о военнопленных
капитану государственной безопасности
тов. Сопруненко
гор. Москва

Представляя при этом справки о количестве полученных списков на отправку военнопленных и о количестве отправленных военнопленных из лагеря за время с 5 апреля по 12 мая 1940 г., доношу, что списков мною получено на 3891 человека, по ним отправлено — 3885 чел. и без списков (на основании Вашей шифртелеграммы от 12 мая 1940 г.) направлены во 2-й отдел НКВД СССР (г. Москва) 3 человека, а всего отправлено 3888 человек [1].

В присланных списках значатся а)Мажеца) Эдвард [2] и а)Боксера) Эдвард [3], исключенные нами по строевой записке, как выбывшие на излечение в больницы г. Харькова.

В списке от 3.IV.1940 г. под № 75 и в списке от 27.IV. 1940 г. за № 053/2 под № 56 дважды занесена одна и та же личность — а)Кржижановский [4] Эдвард Станиславовича).

Кроме того, в списки занесены а)Мардас-Жилинский, Тадеуш Михайлович [5], Барбюлек Михаил Якубович [6], Екатов [7] Леон Евгеньевича), которые в Старобельском лагере совершенно не значатся.

Приложение: упомянутое.

Начальник Старобельского лагеря
капитан госбезопасности
Бережков

[Приложение]

Справка
о количестве полученных списков из Управления НКВД СССР по делам о
военнопленных на отправку военнопленных из Старобельского лагеря за
время с 3 апреля по в)10в) мая 1940 г.

 

№№ п/п №№ списков От какого числа На сколько человек Примечание
1. б/н 3.IV 1940 г. 98  
2. 06/2 — " — 100  
3. 06/3 — " — 100  
4. б/и — " — 83  
5. б/н — " — 152  
6. 06/4 — " — 97  
7. 011/1 4.IV.1940 г. 99  
8. 011/2 — " — 99  
9. 011/3 — " — 95  
10. 018/1 7.IV.1940 г. 100  
11. 018/2 — " — 100  
12. 018/3 — " — 97  
13. б)013/б) — " — 101  
14. 021/1 9.IV.40 г. 100  
15. 021/2 9.IV.1940 г. 100  
16. 021/3 9.IV.40 г. 98  
17. 024/1 10.IV.1940 г. 100  
18. 024/2 — " — 99  
19. 028/1 13.IV. 1940 г. 100  
20. 028/2 — " — 100  
21. 028/3 — " — 99  
№№ п/п №№ списков От какого числа На сколько человек Примечание
»)22. 021/1а) 14.IV. 1940 г. 100  
23. 031/2 — " — 100  
24. 031/3 14. IV1940 г. 99  
25. 034/1 16.4. 1940 г. 100  
26. 034/2 16.IV 1940 г. 100  
27. 034/3 — " — 100  
28. 034/4 — " — 106  
29. 039/1 20.IV1940 г. 100  
30. 039/2 — " — 100  
31. 039/3 — " — 98  
32. 046/1 22.IV1940 г. 100  
33. 046/2 — " — 100  
34. 046/3 — " — 100  
35. 046/4 — " — 93  
36. 25/3434 — " — 64  
37. 053/1 27.IV19401-. 100  
38. 053/2 — " — 137  
39. 054/4 5.V1940 г. 27  
40. 059/2 9.V1940 г. 34  
41. 25/3837 10.V.1940 г. 16  
    Итого 3891  

___________________
а-а) Подчеркнуто от руки чернилами. Второй, третий и четвертый абзацы документа отчеркнуты на нолях двумя чертами. На полях напротив четвертого абзаца помета простым карандашом: «В Юхновск[ий]».
в-в) Вписано от руки чернилами.
б-б) Так в документе.

Начальник Старобельского лагеря НКВД
капитан госбезопасности
Бережков

[Приложение 2]

Справка
о количестве отправленных военнопленных из Старобельского
лагеря за время с 5 апреля по 12 мая 1940 г.

№№ п/п Когда направлены Куда направлены Сколько направлено
1. 1.IV 1940 г. [8] УНКВД г. Харьков 195
2. 6.IV.1940 г. — " — 200
3. 7.IV1940 г. — " — 195
4. 8.IV 1940 г. — " — 170
5. 9.IV1940 г. — " — 163
6. 10.IV1940 г. — " — 200
7. 11.IV1940 г. — " — 170
8. 12.IV1940 г. — " — 164
9. 13.IV1940 г. — " — 130
10. 14.IV. 1940 г. — " — 130
11. 15.IV1940 г. — " — 107
12. 16.IV1940 г. — " — 260
13. 17.IV1940 г. — " — 260
14. 18.IV1940 г. — " — 75
15. 19.IV.1940 г. — " — 200
16. 20.IV. 1940 г. — " — 130
17. 21.IV.1940 г. — " — 65
18. 22.IV. 1940 г. — " — а)257а)
№№ п/пi Когда направлены Куда направлены Сколько направлено
19. 23.IV. 1940 г. — " — 50
20. 24.IV 1940 г. — " — 260
21. 25.IV.1940 г. — " — 131
22. 25.IV 1940 г. Юхновский лагерь 63
23. 2.V1940 г. УНКВД г. Харьков 235
24. 8.V1940 г. — " — 25
25. 10.V1940 г. — " — 33
26. 12.V1940 г. — " — 2
27. 12.V.1940 г. Юхновский лагерь 15
28. 12.V.1940 г. 2-й отдел НКВД СССР Г. Москва 3
    Итого: 3888
б)-78
____
3810б)

___________________
а) Так в документе. Правильно 031/1.
а-а) Вписано от руки чернилами.
б-б) Вписано от руки чернилами.

Начальник Старобельского лагеря НКВД
капитан госбезопасности
Бережков

Резолюции:
1.В верхней части 1-го листа красным карандашом: «Тов. Маклярский. Проверьте и доложите. П. Сопруненко. 19.5.40 г.»
2.  В правом нижнем углу красным карандашом: «Тов. Фролов. Поговорите со мной. М[аклярский]. 20/V-40 г.».
3.  В правом верхнем углу простым карандашом: «К делу Старобельского лагеря. Гобе[рман]».
Штамп входящей регистрации: «Управление НКВД СССР по делам военнопленных. 19.V.40 г. Вх. № 10964».

РГВА. Ф. 1/п. Оп. 2е. Д.10. Лл. 219-223. Подлинник.
«Катынь...». С. 586—590.

[1] Как следует из справки А.Г. Бережкова, лагерь получил нарядов на отправку в распоряжение УНКВД на 3811 человек и в Юхнов — на 80 человек. Однако наряды на 6 человек были выданы ошибочно. 14 мая командир 16 бригады конвойных войск полковник А.Г. Соломатин сообщил В.М. Шарапову и П.К. Сопруненко, что в Старобельском лагере осталось 57 человек, которые вскоре из лагеря будут отправлены (РГВА. Ф. 1/п. Оп. 4в. Д. 13. Л. 216). В более поздней справке УПВ значится, что лагерь получил нарядов на отправку в УНКВД на 3822 человека. В итоговой справке УПВ указано, что в распоряжение УНКВД по Харьковской области были направлены 3896 человек, в Юхновский лагерь — 78 (см. № 90). В письме А.Н. Шелепина Н.С. Хрущеву от 3 марта 1959 г. указано, что в Старобельском лагере близ Харькова было расстреляно 3820 человек. К моменту начала операции в лагере всего находились 3894 человека (см. № 34). Однако в Старобельск свозили военнопленных офицеров и из бывших лагерей Наркомчермета, так что цифра 3896 отправленных на расстрел может быть и реальной.
[2] Мажец Эдвард (1908—1940?), поручик или капитан саперной службы.
[3] Боксер Эдвард (1896—1940?), врач из г. Ивонижа, подпоручик запаса медицинской службы, приписан к 10-му окружному госпиталю, ГКПЛС Варшавского воеводства.
[4] Кржижановский Эдвард (правильно Эдмунд) (1898—1940), ротмистр кавалерии кадровой службы, служил в войсках пограничной охраны.
[5] Мардас-Жилинский (правильно: Мордас-Жилинский) Тадеуш (1904—1940), подпоручик запаса артиллерии, содержался в Козельском лагере. Он был направлен на расстрел по предписанию № 035/4, п. 1, от 16 апреля.
[6] Барбюлек Михаил (1895—1940) по ошибке был включен в предписание Старобельскому лагерю № 039/3 от 20 апреля. Однако он содержался в Козельском лагере и был отправлен на расстрел в соответствии с предписанием 5 мая № 054/3, п. 54.
[7] Екатов Леон, 1904 г.р., подпоручик запаса, содержался в Козельском лагере и был включен в список от 10 мая в числе 16 человек на отправку в Юхновский лагерь (см. о нем подробнее в № 82).
[8] По всей видимости, здесь опечатка. В предыдущем списке первое предписание на 98 человек датировано 3 апреля, следовательно, 1 апреля военнопленные не могли быть отправлены из лагеря. В заголовке документа также сказано «Справка о количестве отправленных военнопленных из Старобельского лагеря за время с 5 апреля по 12 мая 1940 г.».

На правах рекламы: