Библиотека
Исследователям Катынского дела

О смене руководства в Гостелерадио

Газета «Нью-Йорк таймс» (1.10.1989) поместила в номере за 1 октября статью Дж. Таглиэйбью, приводимую ниже с сокращениями:

«Варшава, 29 сентября. После того как к власти пришло контролируемое «Солидарностью» правительство, число случаев вмешательства цензуры резко уменьшилось. В прошлом месяце польские цензоры произвели 62 изъятия запретных слов и страниц против 198 аналогичных случаев за тот же период прошлого года.

Если недавно пришедшее к власти некоммунистическое правительство выполнит свои обещания изменить деятельность газет, радио и телевидения, то шлюзы информации в Польше, уже являющейся самым открытым в информационном отношении обществом в восточном блоке, раскроются еще шире.

Степень нового подхода проявилась на прошлой неделе, когда премьер-министр Т. Мазовецкий назначил решительного сторонника «Солидарности», писателя и специалиста по советской литературе А. Дравича руководителем Комитета по делам радио и телевидения, длительное время распространявшего коммунистическую пропаганду.

Несмотря на обещания действовать осторожно, Дравич, проведший 11 месяцев в тюрьме после введения коммунистами военного положения в 1981 г. — для подавления «Солидарности», сразу же уволил трех ведущих программ Центрального телевидения, которые, по его словам, были слишком тесно связаны с коммунистами.

Указывая на дальнейшее направление, в котором хочет следовать правительство «Солидарности», новый 57-летний руководитель телевидения заявил, что одна из наиболее насущных проблем, стоящих перед ним, — это определение статуса тысяч корреспондентов радио и телевидения, которые подверглись чистке в период военного положения.

Сведения о деятельности цензуры сообщила в четверг новая представительница правительства по печати М. Незабитовская на своей первой пресс-конференции, в ходе которой излагались основные принципы информационной политики.

Назначение Незабитовской — еще одно отражение резкого поворота в информационной политике. Незабитовская, бывшая корреспондентом изданий «Солидарности», сидит теперь в том же кресле, которое после введения военного положения занимал Е. Урбан, представитель прежнего правительства по печати.

Вместе со своим мужем Т. Томашевским, фотографом, Незабитовская написала книгу «Остатки» о жизни нескольких тысяч евреев, которые еще живут в Польше.

Книга была издана в Соединенных Штатах, где Незабитовская три года назад училась в Гарвардском университете. Находясь в Соединенных Штатах, она и ее муж совершили путешествие от побережья к побережью, описав свои впечатления об американской жизни в журнале «Нэшнл джиогрэфик».

Когда после введения военного положения был закрыт еженедельник «Солидарности», в котором она работала, она нашла себе профессиональное убежище, сотрудничая с католическими изданиями, в том числе с либеральным краковским еженедельником «Тыгодник повшехны» и с еженедельником «Весь», редактор которого Мазовецкий занимает сейчас пост премьер-министра.

На своей пресс-конференции Незабитовская назвала следующие цели нового правительства:

— Постепенная отмена цензуры: сначала в книгоиздании, затем в ежемесячных журналах и газетах.

— Концессии для частных радио- и телевизионных станций.

— Ликвидация привилегий для издательских концернов, таких, как контролируемый коммунистами издательский гигант — рабочий издательский кооператив «Праса», получающий более половины постоянно дефицитной в стране бумаги и отчисляющий часть своей прибыли в казну коммунистической партии.

— Аккредитация корреспондентов западных радиостанций, включая финансируемое американцами радио «Свободная Европа», ведущих на Польшу программы на польском языке из-за границы.

Незабитовская, отмежевываясь от стиля Урбана, обещала избегать полемики и не стремится лично отвечать на все вопросы. «Мы хотим облегчить доступ к источникам», — заявила она.

После подписания соглашений за «круглым столом» коммунистами и «Солидарностью» в апреле польская печать, радио и телевидение резко изменились.

Ежедневная газета «Солидарности» «Газета выборча», выходящая тиражом 460 тыс. экземпляров, является сейчас крупнейшей в стране газетой, обошедшей по тиражу ежедневную партийную газету «Трибуна люду», издаваемую в количестве 300 тыс. экземпляров. Коммерческий директор «Газета выборча» Г. Линдэнберг заявил, что можно было бы легко распродать 700—800 тыс. экземпляров этого издания, если бы распространяющая печатные издания монополия смогла доставлять газету во все места в стране в день выхода номера.

Незабитовская заявила, что она ожидает изменения положения в издательском деле. По мере того как для газет, долго субсидировавшихся коммунистическим правительством, вводятся стандарты рентабельности, некоторые газеты будут закрываться или заменяться другими».

Корреспондент американского агентства Ассошиэйтед Пресс (27.09.1989) передал из Варшавы:

«Телевидение — это то средство массовой информации, которое лгало больше всех», — сказал К. Козловский, сенатор, член «Солидарности», который вел переговоры с коммунистами о реформе средств массовой информации во время весенних переговоров за «круглым столом».

Вспоминая, как коммунисты боролись за сохранение за собой контроля над телевидением, «так же упорно, как они отстаивали армию и милицию», Козловский отметил: «Мы полагаем, что без телевидения коммунизм прекратит свое существование».

Установление контроля над органом, который контролировал электронные средства массовой информации, не подлежало обсуждению на переговорах об образовании первого в восточном блоке некоммунистического правительства.

«Правительство хочет сказать правду и обеспечить свободу слова для всех групп общественного мнения», — заявил Мазовецкий в парламенте 12 сентября.

«Право доступа к радио и телевидению должно быть равным для всех, — заявил он. — Прошли времена ограничения свободы польских журналистов».

«Телевидение вызывало больше всего возражений, обвинений и разочарования, — заявил Козловский. — И поэтому оно так важно для нового правительства».

После введения военного положения журналисты должны были проходить «проверку» на лояльность коммунистическим властям. Многих вынудили уволиться.

Телевидение «фактически полностью зависело от Центрального Комитета партии», заявил Козловский.

На переговорах за «круглым столом», приведших к восстановлению легального статуса «Солидарности», по словам Козловского, представители профобьединения заключили, что «для коммунистов придуманный телевидением мир, искусственный мир, важнее мира реального».

«Они были готовы отказаться от всего — от министров, от денег, но они не хотели отказываться от своего мира, поскольку это был мир, который не имел ничего общего с реальным миром», — заявил он.

Сейчас, когда «Солидарность» установила свой контроль, сказал Козловский, «первая задача, стоящая перед новым правительством, — это разрыв связей радио и телевидения с партией. Радио и телевидение не должны быть инструментом в руках политической партии, любой партии».

Дравич, который был после введения военного положения интернирован с тысячами других людей, не обладает значительным опытом работы на телевидении. Однако он — уважаемый журналист.

Сейчас идет широкая дискуссия о новой структуре телевидения. Издаваемая «Солидарностью» «Газета выборча», первая независимая газета, созданная после начала реформ, согласованных на переговорах за «круглым столом», публикует под рубрикой «Каким быть телевидению?» материалы дискуссии, посвященной этому вопросу.

Предлагают предоставить коммунистической партии 45 минут эфирного времени в неделю, столько, сколько получила «Солидарность», добившись ограниченного доступа к эфиру в апреле.

Контроль над радиовещанием будет, очевидно, перенесен из правительства в парламент. Он будет подчинен комитету во главе с Дравичем, включающему заместителей председателя, представляющих партии коалиции и коммунистов.

Этот комитет будет управляться открыто, сказал Козловский, в отличие от прошлого, когда из членов комитета был известен только его председатель.

Козловский заявил, что он выступает за то, чтобы взять за образец Британскую радиовещательную корпорацию Би-би-си. Эта система гарантирует, что государственные средства массовой информации представляют весь спектр взглядов поддерживающих и несогласных с политикой правительства.

Например, первый секретарь коммунистической партии по-прежнему будет иметь пять минут для выступления после вечерней программы новостей, так же как это было на прошлой неделе, поскольку на лидеров других партий распространено такое же право, заявил Козловский.

Сообщают о большом смятении среди персонала двух польских телевизионных станций и четырех радиоканалов.

«Они думают, что мы всех их уволим, — сказал Козловский. — «Солидарность» не сделает этого. В конце концов мы отличаемся от коммунистов».

Отражая эту тревогу, члены коммунистической партии на радио и телевидении выступили 15 сентября с заявлением, выражающим «готовность сотрудничать» с новым режимом.

Зрители утверждают, что программы новостей стали в последние месяцы более объективными, а одна сатирическая программа даже подшутила над президентом-коммунистом В. Ярузельским, что было бы немыслимо год назад.

Однако некоторым работникам радио и телевидения придется оставить связанную с появлением перед камерой работу, говорят лидеры «Солидарности».

«Лица, которые лгали. Те люди, которые плевали и поливали грязью Мазовецкого, Валенсу и нынешних членов правительства. Трудно представить, что эти люди будут теперь говорить о них», — заявил Козловский.

«Они могут делать это. Я знаю, что они готовы изменить свои взгляды прямо сейчас. Однако это не устраивает нас и общественное мнение».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Яндекс.Метрика
© 2017 Библиотека. Исследователям Катынского дела.
Публикация материалов со сноской на источник.
На главную | Карта сайта | Ссылки | Контакты