Библиотека
Исследователям Катынского дела

На правах рекламы:

Мойка фасадов зданий мытье окон и фасада.

• По хорошей цене районные суды для всех клиентов.

Кто слушает западные радиостанции?

Рецензент. Западные круги постоянно завышают процент тех, кто слушает передачи капиталистических радиостанций на языках стран Восточной Европы. Во-первых, это дает западникам основание считать эту пропаганду эффективной и требовать более крупных ассигнований от собственных правительств. Во-вторых, процент слушателей таких станций почему-то отождествляется с числом «несогласных с режимом».

Автор. В течение 1988 г. Советский Союз и ПНР прекратили глушение западных радиостанций. 6 января 1988 г. Е. Урбан отмечал, что это — проявление дальнейшею прогресса в отношениях с зарубежными странами, акт доброй воли в обеспечении свободы слова и одновременно отражение падения в польском обществе доверия к западным радиостанциям. На конец 1987 г., по словам Урбана, 78% опрошенных польскими социологами заявляли, что вообще не проявляют интереса к этим передачам При этом радио «Свободная Европа» регулярно слушали лишь 2%, время от времени — 4% и редко — 9% взрослого населения страны. Доверие к западным радиостанциям как к источнику информации испытывали лишь 6,2% взрослого населения.

11 марта 1988 г. в польской печати появилось следующее сообщение «Центр по изучению общественного мнения польского радио и телевидения провел опрос с целью выяснить, какое количество людей в Польше слушает передачи западных радиостанций на польском языке. 80% опрошенных заявили, что решение с начала этого года прекратить глушение этих передач было правильным. В феврале 1988 г. количество слушателей не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Так, передачи «Голоса Америки» слушали 15% опрошенных, а годом ранее — 18%. Аудитория слушателей Би-би-си сократилась с 12 до 11%, «Радио Ватикана» — с 8 до 5%. Следует добавить, что все они не являются постоянными слушателями.

У западников данные другие. Пакет таких завышенных сведений приводится в докладе президенту США и конгрессу о деятельности американского Совета международного радиовещания за период с 1 октября 1986 г. до 30 сентября 1987 г. Американская пресса обычно широко комментирует ежегодные доклады совета, финансирующего из федерального бюджета радиостанции «Свобода» и «Свободная Европа». Из федерального бюджета США на 1988 финансовый год РС — РСЕ выделено в общей сложности 219 млн долларов: 164 млн долларов — на повседневную деятельность, 20 млн долларов — на модернизацию оборудования, 1 млн долларов — на деятельность Совета международного радиовещания, 34 млн долларов — на начало строительства передающей станции на территории Израиля.

В докладе отмечается, что после завершения строительства радиоцентра в Израиле к 1992 г. это будет одна из крупнейших передающих станций Запада, вещающая в коротковолновом диапазоне. Станция будет оснащена 16 передатчиками мощностью по 500 киловатт. 10 передатчиков будут транслировать программы РС — РСЕ, а шесть — программы «Голоса Америки». Как указывается в докладе, после ввода в строй новой станции резко расширятся возможности вещания на страны Восточной Европы, Афганистан и на советские республики Средней Азии.

В настоящее время РС — РСЕ располагает сетью из 45 передатчиков суммарной мощностью 7500 киловатт. Они расположены на территории Португалии, Испании и Западной Германии. Общий еженедельный объем вещания РС — РСЕ составляет 1070 часов. В 1984 г. радиостанция «Свобода» передала свои службы вещания на советские прибалтийские республики в ведение радиостанции «Свободная Европа». Как явствует из доклада, еженедельный объем радиовещания на СССР составляет: РС — 497 часов (без учета так называемой «балтийской службы вещания»), «Голоса Америки» — 215 часов, Би-би-си — 46 часов, «Немецкой волны» — 35 часов.

Что касается вещания на страны Восточной Европы, то тут картина следующая: РСЕ выходит в эфир в течение 573 часов (включая «балтийскую службу вещания») в неделю, «Голос Америки» — 110 часов, Би-би-си — 88 часов, а «Немецкая волна» — 73 часа.

С 1986 г. РС — РСЕ подключились к компьютерной службе «Совеет», которая обеспечивает связь между различными центрами советских исследований в США и Западной Европе, отдельными советологами, дает им возможность обмениваться информацией и содержит значительный банк данных об СССР и других странах Восточной Европы.

Рецензент. В нашей прессе на долю «Свободной Европы» достается в основном площадная брань. Поделом, конечно. А архивариусы РС — РСЕ все эти нелицеприятные отзывы учитывают и перед своим начальством ставят себе в заслугу — мол если идеологический противник ругает, значит, сильно ему досаждаем. Да и реклама «голосам» бесплатная получается от такой пустой ругани. С 1988 г. наша политика в отношении западного, направленного на нас радиовещания на польском языке стала более гибкой. Мы их не глушим и даже регулярно передаем радиопрограмму с выборками из их передач. Соревноваться с ними надо, не врать, давать всестороннюю информацию оперативно, без искажений и замалчиваний.

Автор. Очень уж ловко используют они даже не столько наши недостатки, сколько отсутствие информации о положении дел в соседних братских странах или в советских союзных республиках. На первом съезде народных депутатов СССР прозвучала, например, информация о том, как в действительности устанавливалась Советская власть в Прибалтике и Закавказье. Эти темы до той поры муссировали только западные радиостанции, которые на протяжении последних десятилетий будто поставили себе целью исправлять наши убогие учебники истории и обществоведения, беседовать с нами о религии, музыке и искусстве. Неплохие получались у них радиопередачи, только наша власть теряла на них свой престиж и авторитет. Отдавая им на откуп целые сферы общественной жизни, мы создали условия, для того чтобы они могли успешно вести разрушительную работу в сфере советских межнациональных отношений.

Рецензент. Интересно рассказать о результатах исследования на РС — РСЕ их аудитории в социалистических странах. Сомневаюсь, конечно, в достоверности этих данных. Когда организация сама оценивает перед налогоплательщиками собственную значимость, то преувеличения неизбежны.

Автор. С июня 1986 г. по февраль 1987 г., как говорится в докладе американского Совета международного радиовещания, сотрудники РС — РСЕ провели около 6 тыс. интервью с гражданами ПНР, ЧССР, ВНР, СРР и НРБ. На их основании авторы доклада делают вывод, что подавляющее большинство восточноевропейцев регулярно слушают западные радиопередачи: 86% в ПНР, 79% в ЧССР, 72% в ВНР, 82% в СРР и 82% в НРБ.

Руководство РС — РСЕ стремится представить дело так, будто у этих радиоцентров «самая большая аудитория» по сравнению с другими западными радиоцентрами. «Несмотря на глушение, 56% всего взрослого населения Польши слушают РСЕ, — утверждается в докладе. — В Венгрии и Румынии, где передачи РСЕ не глушатся, аудитория составляет 54 и 61% соответственно. В Чехословакии и Болгарии, где передачи глушатся, процент слушателей составляет соответственно 34 и 39%». Авторов доклада «вдохновляет», что после «незначительного сокращения» в 1983 г. численность аудитории «стабилизировалась на уровне примерно 52% общей численности взрослого населения стран Восточной Европы».

Основываясь на данных «выборочных опросов», они приводят следующие данные об аудитории слушателей западных радиостанций в социалистических странах:

В НРБ, согласно оценкам, у РСЕ 2,6 млн слушателей, у Би-би-си — 2,2 млн, у «Голоса Америки» — 1,6 млн, у «Немецкой волны» — 1,4 млн.

В ЧССР (оценки основаны на опросах 1398 человек) самую большую аудиторию имеет «Голос Америки» — 4,3 млн человек, РСЕ — 3,7 млн, австрийское радио — 2,5 млн и Би-би-си — 2 млн.

В ВНР (данные основаны на опросе 1286 человек) РСЕ слушают 4,2 млн, «Голос Америки» — 2,1 млн, Би-би-си — 1,4 млн и австрийское радио — 1,2 млн человек.

В ПНР (опрошено 1513 человек) РСЕ слушают 14,6 млн человек, 12 млн — «Голос Америки» и 9 млн — Би-би-си.

В СРР (опрашивалось 1352 человека) 9,5 млн человек слушают РСЕ, 4,9 млн — «Голос Америки» и 3,4 млн — Би-би-си.

«Исследование аудитории в СССР — более сложная задача», — сетуют авторы доклада. Они отмечают, что среди советских граждан, выезжающих за рубеж, «широко представлены те группы населения, в которых РС — РСЕ наиболее заинтересованы, а именно взрослые образованные жители городов». Ежегодно, указывается в докладе, проводится около 5 тыс. интервью с советскими гражданами, совершающими поездки за рубеж. Согласно последним оценкам (как оговаривается в докладе, эти данные «не являются точными»), РС — РСЕ «привлекает 7—9 млн слушателей в среднем за день». Что касается «службы вещания на национальных языках», то в докладе приводятся следующие данные: 15% «опрошенных» слушали передачи РС на белорусском языке, 20% — на украинском языке, 17% — жители Средней Азии, 25% — на азербайджанском и 29% — на армянском языках 41% слушали передачи РС — РСЕ на Латвию на русском или латвийском языках. Авторы доклада высказывают озабоченность по поводу того, что недавнее прекращение глушения передач Би-би-си и «Голоса Америки» может «усилить конкуренцию» для РС — РСЕ.

Прекращение глушения западных радиостанций в СССР, ПНР и в ряде других социалистических стран было встречено ликованием заинтересованных империалистических кругов. Газета «Нью-Йорк Таймс» (5.01.1988) так отмечала эту новость:

«Вашингтон. Впервые за семь лет Советский Союз прекратил глушение передач на Польшу «Голоса Америки» и радиостанции «Свободная Европа», заявил директор «Голоса Америки».

В Лондоне Би-би-си также сообщила, что Советский Союз прекратил глушение ее передач на Польшу, позволив слушать передачи Би-би-си в Восточной Европе впервые с тех пор, как польский руководитель Войцех Ярузельский ввел военное положение в 1981 г.

Председатель Совета международного радиовещания США Малколм Форбс объявил на состоявшейся 30 ноября 1988 г. в Вашингтоне пресс-конференции о том, что в СССР прекращено глушение передач радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа».

«Прекращение глушения передач РС — РСЕ, — отметил Форбс, — является позитивным и достойным приветствия развитием событий. Прекратив подобную практику, представляющую собой нарушение ряда международных соглашений, подписанных СССР, Горбачев дал убедительное свидетельство его приверженности политике гласности». В свою очередь директор Информационного агентства США (ЮСИА) Чарльз Уик заявил в интервью агентству АП, что этот шаг является «еще одной вехой в стремлении Советского Союза стать приемлемым гражданином мирового сообщества, а не парией, каким он являлся до сих пор».

Газета «Вашингтон пост» (4.12.1988) поместила статью Дэвида Оттауэя, в которой, в частности, говорилось:

«Как заявили сотрудники американского Совета международного радиовещания, впервые за 35 лет Советский Союз отключил 2000 станций глушения и разрешил радиостанциям «Свобода» и «Свободная Европа» свободно транслировать на свою территорию передачи о событиях в Советском Союзе.

Радиостанции «Свободная Европа» и «Свобода», которые некогда находились в ведении ЦРУ, а теперь финансируются конгрессом и подчиняются назначенному президентом совету, начали транслировать передачи о событиях в Советском Союзе на СССР на следующий день после смерти Иосифа Сталина 5 марта 1953 г.

И Форбс, и его заместитель Уоттенберг считают, что Советы, судя по всему, убедились в том, что от 750 млн до 1,2 млрд долларов, которые они ежегодно расходуют на глушение радиопередач, являются в значительной мере пустой тратой денег, поскольку стало «очень и очень трудно» помешать советским гражданам слушать иностранные радиопередачи, особенно в сельской местности.

Как заявил Уоттенберг, по мере усовершенствования техники «становится все труднее и труднее создавать преграды для прослушивания радиопередач в различных уголках земного шара».

Рецензент. ЮСИА сообщало о том, что получило официальное разрешение на открытие корреспондентских пунктов радиостанции «Голос Америки» в Москве и в Варшаве. В Польше существует также возможность бесплатно принимать западные телепрограммы со спутников, смотреть в изобилии западные фильмы в кинотеатрах, по родному телевидению и даже по советскому, в сотнях публичных частных видеотек и по домашнему видео.

В вашей главе отмечается этот феномен идеологического и культурного половодья, малоприятный для наших аппаратчиков. Да ведь и у вас происходит то же самое. Вы совершенно правы, отмечая обилие западной фильмопродукции в ПНР (с. 155), причем не всегда лучшей с моральной и с воспитательной точек зрения. Однако зрелищностью эти фильмы превышали польскую или советскую продукцию и потому пользовались успехом у массового зрителя. Если говорить о советских фильмах, то они не всегда были на уровне «Войны и мира», «Анны Карениной», «Тихого Дона» или «Дерсу Узала».

Рекламирование всей советской продукции как наилучшей пахло рекламой 50-х годов, а заманивание зрителей (специальными льготами, о которых сообщалось в газетах) приносило прямо противоположные результаты. Примерно также дело обстояло и со многими фильмами польских режиссеров. Фильм «Навылет», например, получил положительную оценку критиков, а зрительные залы были пустые.

Польские кинотеатры наводнены западной продукцией, особенно американской, писала центральная армейская газета «Жолнеж вольности» (12.09.1986). Анализ репертуара варшавских кинотеатров за 25 августа 1986 г. свидетельствует, что в этот день польскому зрителю предлагался 21 западный кинофильм, в том числе 15 американских лент. Они демонстрировались в 22 из 36 имеющихся в городе кинотеатров. Причем все премьеры состояли только из фильмов США. Что касается вечерних киносеансов, то они все были зарезервированы для фильмов западного производства.

По тексту второй главы хочу также отметить пафос вашей критики в адрес радиостанции «Свободная Европа». Она готовит передачи на потребу массового слушателя. В то время как на интеллигенцию в Польше главное влияние среди западных источников информации оказывал в 70-е годы парижский ежемесячник «Культура» на польском языке, издаваемый на американские деньги. Именно парижский журнал «Культура», а не РСЕ держал руку на пульсе польских событий так, что стал для части нашей интеллигенции толкователем жизни и, к сожалению, закулисным дирижером.

На сегодня ситуация изменилась — то, что издавалось прежде в Париже, можно с таким же успехом втихую печатать в варшавской квартире. Вот как описывал это положение журнал «Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт» (16.05.1988):

«Польская подпольная пресса стала опорой альтернативного общества. Неофициальные издания настолько вездесущи, что их даже трудно называть подпольными. Некоторые писатели, например сатирик Тадеуш Конвицкий, направляют свои рукописи одновременно в официальные и неофициальные издательства. «Нова», крупнейшее неофициальное издательство, выпускает более трех десятков наименовании книг в год общим тиражом более 250 тыс. экземпляров. Среди примерно 200 газет существуют такие ежеквартальные издания, как «Критика», предназначенные для интеллигенции, и еженедельник «Роботник», предназначенный для рабочих. Когда начинаются забастовки или демонстрации, печать спешит собрать новости. Когда на прошлой неделе забастовки распространились из Нова-Гуты на предприятия в Сталева-Воле, стали появляться информационные бюллетени, распечатанные на компьютерах, — это большой прогресс по сравнению с теми днями, когда листовки печатали на машинках под копирку.

Частное предпринимательство — один из самых быстрорастущих секторов общества в Польше, причем предприятия специализируются в самых разных областях, от пошива одежды до импорта компьютеров. Один из кооперативов электронной техники действует под руководством двух активистов «Солидарности», которые были заключены в одну камеру во время военного положения.

В стране появилось столько частных студий звукозаписи, что официальные студии простаивают без дела. Ассоциация архитекторов издает толстый журнал под названием «Муратор», в котором даются советы по строительству частных домов и называются места, где можно достать дефицитные материалы. Организация, называющая себя клубом любителей природы, продает готовые окна с рамами. По одной оценке официальной печати, частный сектор производит 35% всех товаров и 55% услуг на внутреннем рынке. Если включить сюда и сельское хозяйство, то на частное предпринимательство будет приходиться более трети валового национального продукта Польши.

Такие независимые виды деятельности привносят разнообразие в систему, не терпящую плюрализма. В долгосрочной перспективе это чревато неприятностями для контроля коммунистической партии».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Яндекс.Метрика
© 2017 Библиотека. Исследователям Катынского дела.
Публикация материалов со сноской на источник.
На главную | Карта сайта | Ссылки | Контакты